Ю. Лотман."Избранные статьи" / Ю.М.Лотман ТОМ Статьи по семиотике / ЧастьЮ.М.ЛОТМАН Семиосфера. Культура и взрыв

Понятие границы Внутренне пространство семиосферы отличается одновременно и неравномерностью и асимметричностью, и, кроме того, представляется как единое и однородное. Другая важная черта — ее семиотическая индивидуальность при наличии конфликтующих структур. Эта индивидуальность выражается в наличии границ семиосферы. Понятие границы — одно из фундаментальных понятий семиотической ограниченности. Так же, как и само понятие семиосферы, оно имеет абстрактный характер. Граница принадлежит как внешнему пространству, так и внутреннему, внесемиотическому, а, следовательно, она представляет собой билингвиальный механизм, через который осуществляется перевод текстов на другой язык языки , которые находятся за пределами данной семиосферы. Только в результате процесса перевода такие тексты обретают реальность для нее.

Статьи по семиотике культуры и искусства

Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму.

Леонид Андреев - писатель страха. Он cоздает в своих произведениях атмосферу страха, обращается не к сознанию Семиотика страха. . Ю. М. Лотману, «мыслится как господство"выражения" над"содержанием"," поэзией"».

Успенскому От издательстваЛотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии"Культура и взрыв" и"Внутри мыслящих миров" , статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев.

Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры. Успенскому от 19 марта г.

Добавить книгу Полезные советы Скачивайте книги в формате , так как этот формат понимают практически все ридеры. К тому же, в нашей библиотеке все книги в формате уже имеют встроенные русские шрифты, что позволяет читать их даже на не русифицированных ридерах.

An article from journal Recherches semiotiques (J. M. Lotman), on Erudit. Cover of J. M. Lotman, Volume 35, Number 1, , pp. 3 . Семиотика страха.

Дело в том, что в одном случае движение оказывается связанным с определенным значением в данном случае со значением оскорбления , а во втором оно никакого значения не несет. Всякое общение между людьми и не только между людьми , опирающееся на систему знаков, урегулированных в соответствии с определенными правилами, можно определить как языковое. Изучением этих систем и условий общения с их помощью занимается наука семиотика. Искусство — всегда средство познания и общения. Оно ищет истину и выражает ее на своем, присущем ему языке.

Язык звукового кино отличается от языка немого кинематографа, а оба они говорят со зрителем иначе, чем балет. Язык искусства не есть нечто внешнее, механически накладываемое на его содержание. Гете в беседе с Эккерманом сказал: Семиотика искусства занимает важное место в общей теории знаковых систем. Семиотика театра — важная и до сих пор еще мало разработанная часть этой сложной проблемы. Статья не претендует на исчерпывающую полноту исследования.

Семиотика - Лотман Ю.М. - Культура и взрыв [1992, /, ]

Лотмана Исходя из концепции Ю. Лотмана, во многом развитие той или иной культуры определяется множеством факторов — географических, политических, типологических. С одной стороны, географическое положение той или иной культуры изначально дано и до некоторой степени определяет своеобразие ее судьбы, которая неизменна на всех этапах развития.

Гостева А. В., Сулемина О. В. Страх/ужас // Русские литературные Лотман М. О семиотике страха в русской культуре // Семиотика страха. М.: Европа.

: - :

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства Социопсихологические исследования приводят к выводу, что совершению преступления должно предшествовать изменение личности и установки поведения человека, и есть все основания полагать, что театр и шире - всякое искусство работает в прямо противоположном направлении. Говоря в самом общем виде, психология преступления заключается в превращении другого человека в объект, то есть в отказе ему в праве быть самостоятельным и активным участником коммуникации.

При всем различии идей и обстоятельств, как для нацистского преступника уничтожение заключенных есть мероприятие, то есть деятельность, направленная на безликий объект так и для Раскольникова старуха процентщица - объект, деталь в цепи его рассуждений, а не личность, с которой возможно общение. Даже когда склонный к садизму убийца наслаждается криками и мучениями жертвы, она психологически не становится для него партнером в коммуникации. Напротив, извращение в том и состоит, чтобы превратить живого человека в объект.

Не случайно это часто оказывается со стороны преступника компенсацией за собственную обезличенность.

культуры в целом, Лотман не просто применял кон- цептуальные разработки К. .. ет страх и делает переход границ нежелательным и недопустимым.

В первом речь идет о совпадении и наличии всех трех типов значений, и примером может быть любой из широкого круга текстов, например, волшебная сказка, исполняемая в той аудитории, в которой еще живо непосредственное восприятие фольклора. Здесь наличествует определенное языковое сообщение, которое, для того чтобы стать текстом, требует определенной дополнительной выраженности, а тексту присуща некоторая, только им обслуживаемая, культурная функция. Случай"8" введен для полноты описания - это полное молчание, в том случае, когда оно не несет культурной функции,"2".

Это случай, о котором мы уже говорили выше: Чтобы выполнить текстовую функцию, сообщение должно деритуализоваться от прежде обязательных признаков текста. Так, в определенные моменты например, в русской литературе после Гоголя художественный текст, для того чтобы восприниматься как искусство, должен был быть не поэзией текст с выраженными признаками отличия от нехудожественной речи , а прозой, в которой это отличие выражено нулевым показателем.

В этом случае авторитетность тексту придает высокая ценность субтекстового содержания"где истина - там и поэзия", по словам Белинского , Текст этого типа принципиально снимает необходимость в истолкователе отказ от церкаи как посредника между текстом и человеком -"исповедуйтесь друг перед другом"; требование законов, понятных без помощи законников; отрицательное отношение к литературной критике в принципе - ср.

Ю. Лотман. Теория знаковых систем

Много лет назад мое увлечение филологией и культурологией в значительной степени началось с работ Юрия Михайловича Лотмана. И если за эти годы я постепенно пришел к выводу, что тартуский структурализм был во многом основан на заблуждении, это понимание не было для меня легким. Тем не менее, несмотря на восхищение Лотманом как человеком и ученым, следует сказать столь однозначно, сколь это вообще возможно: Дело не только в том, что она оказалась неэффективной при рассмотрении многочисленных форм взаимосвязи между текстом и окружающим культурным и социальным пространством, и не только в ее неспособности обеспечить адекватную теоретическую основу при анализе огромного и разнородного материала, собранного исследованиями культуры в последние десятилетия.

М.Лотман.О семиотике страха в русской культуре. Е.Курганов.О необходимости страха. А.Песков.Памятник Петру Первому работы Фальконе.

: , . - , . ,Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17—24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все.

Ю.М. Лотман - Сборник работ (Язык. Семиотика. Культура) - 1994

Лев Толстой, проявлявший большой интерес к первым шагам современного ему дозвукового кинематографа, назвал его"великий немой". Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же.

Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму.

Аверин. Б. Страх прямого высказывания / Б. Аверин // Семиотика страха ( Механизмы . Лотман. М. О семиотике страха в русской культуре / М. Лотман.

, , . , , .

Реферат: Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики

В определенном смысле оба случая равнозначны: И письмо, и картина представляет собой текст, сообщение. Оба - явления заключают в себе не вещи, а замены вещей. Однако"письмо" как текст отчетливо членится на дискретные единицы - знаки. При помощи специ-альных языковых механизмов знаки соединяются в цепочки - синтагмы разных уровней. Текст строится как вневременная структура на уровне языка и во временной протяженности - на уровне речи.

Символика Петербурга и проблемы семиотики города.. 9"Езда в Западная культура XVII в. создала не только атмосферу страха и.

ТВ драматургия Анализ книги Ю. Действительно,Юрий Михаилович уделял большое внимание развитию кинематографа в мире и сосуществованию знаков и символов в кино и реалии. Попробуем разобраться — что же такое семиотика и каковы ее практические цели применения в ТВ и кинематографе. Семиотика показывает нам"невидимое и неслышимое" аудио-визуального языка. Семиотика обращает наше внимание на ракурс и композицию, на одежду и цвет.

Она говорит о коннотациях образов, которые вы видите на экране, о репрезентациях, значении и идеологии. Все это - невидимо и неслышимо для"реалистического" в отличии от"дискурсивного" зрителя. Знаками для них являются визуальные образы, слова и звуки, а также: Все это работает на то, чтобы передать"читателю" определенное значение, мораль. Весь этот телевизионный образ, передающийся по слуховому, зрительному и психомоторному движения на экране каналам - это означающее, а идея того, что нам хотят сказать,"ментальная концепция" - означаемое.

Многие исследователи указывают, что в аудио-визуальных искусствах связь означающее-означаемое очень короткая. То есть, изображение розы и представление о розе фактически идентичны друг другу в момент восприятия фильма.

Семиотика (рассказывает профессор Михаил Лотман)

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми тут!