Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур

Хайдеггер и восточная философия: Хайдеггер в сопоставлении с западными мыслителями. Хайдеггер — экзистенциалист Исследованию творчества Хайдеггера еще при его жизни было посвящено немало книг, статей, многие из которых писались в контексте сравнительной философии. И, как правило, он рассматривался как экзистенциалистский мыслитель. Приведем несколько названий монографий и сборников, вышедших в е — начале х гг. Например, в книге Блэкхема Г. Но известно, что сам Хайдеггер никогда не считал себя экзистенциалистом. И хотя в названиях последних двух работ имя Хайдеггера не сопрягается с именами других современных западных философов, но в самом содержании исследование ведется в компаративистском духе. И несмотря на то, что мы ограничили себя анализом отражения творчества Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии, все же упомянем, что в нашей стране в — е гг.

Бытие и ничто. Бытие и ужас

Временность описывается Хайдеггером с особым вниманием к будущему, настающему. Забегая вперед помнит и о своем прошлом, бывшем. Это в корне отлично от традиционного понимания времени как поступательного движения от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Только потому что может забегать вперед, то есть только потому что оно является будущным, оно может возвращаться к прошлому, и таким образом не терять его, а сохранить, удержать, помнить.

Бимель отмечает, что с этой же позиции написана серия романов М.

Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии (фр. L"Etre et le neant: Essai Находясь в лагере для военнопленных в и годах, Сартр прочитал Бытие и время Мартина Хайдеггера, онтологическое исследование.

Знаем лишь, что она неизбежна. , . - , . . , , .

НИЧТО это:

Многие скептически относятся к философским проблемам, например, к вопросам о бытии и о Ничто как таковых, полагая, что те весьма далеки от реальной жизни. Поэтому что может быть интересного в сугубо метафизических размышлениях? То, что видимые мною предметы существуют, — это ясно и понятно.

Диссертация года на тему Категории"бытие","ничто","истина" как предмет сравнительного Философия Мартина Хайдеггера как предмет и средство компаративистского анализа Киркегор С. Страх и трепет.

В Средние века проблема Н. Сам Бог в мистической средневековой традиции представляет собой Н. В философии 20 в. Хайдеггера, у которого Н. Это выступление за пределы сущего, трансцендирование есть условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия. Не будь наше существо заранее выдвинуто в Н. Без выдвинутости в Н.

Сознание не является субстанциальным, оно есть чистое явление в том смысле, что существует только в той мере, в какой нам является. Но поскольку оно чистое явление, то и представляет собой пустоту, Н. Это не то Н. Бытие лишь через Н. Имя этой возможности порождать из себя Н.

§5. Бытийно-историческое мышление «позднего» Хайдеггера

Кьеркегор различал два вида страха: и страх боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние.

В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. .. Согласно М. Хайдеггеру, Ничто является условием «возможности раскрытия .

Философия Киркегора носит религиозный, христологи—ческий характер, хотя по форме изложения она более походит на свободное философствование, чем на богословие. В противоположность этому философия Хайдеггера одушевлена прежде всего метафизическим пафосом. Но не следует думать, что Хайдеггер идет по следу Декарта, провозгласившего: Для Хайдеггера бытие невыводимо из мышления.

Наоборот, мышление есть одна из функций бытия, притом бытия, оторвавшегося от самого себя. Основной постулат Хайдеггера гласит: Хайдеггер повторяет здесь в более отвлеченной форме афоризм своего учителя Дильтея:

Учение о бытии М. Хайдеггера

Хайдеггер и восточная философия: На это указывает например О. В этой же статье Никифоров О.

Ничто — это фундаментальная категория философского дискурса, которая метафизики» (Хайдеггер): «Почему вообще есть сущее, а не скорее ничто . феноменологию данности ничто в сознании («Понятие страха»).

Скачать в формате Кб Страницы: Экзистенциальную структуру понимания Хайдеггер проясняет как набросок, проект . существует в понимании как открытость, набрасывая себя на возможности своего умения быть. Так как это набрасывание происходит не в пустом пространстве, да и возможности уже открыты определенным образом, оно есть фактичность.

Хайдеггер анализирует понимание как истолкование и высказывание. Понимание является как-раз тем способом, котоым относится к себе самому, своим собственным возможностям, что делает возможным его экзистенцию. Выше мы уже указывали на то, что отношение к самому себе формальное понятие экзистенции внешне подобно кьеркегоровскому определению духа, которое восходит к немецкой классике. Речь представляет собой третий момент бытия-в-мире. Хайдеггер определяет ее как артикуляцию понятности.

Итак, показаны конститутивные моменты бытия-в-мире.

М. Хайдеггер:Бытие и ничто. Бытие и ужас

Фото с сайта : Взгляды Хайдеггера претерпели на протяжении его жизни существенную эволюцию, однако круг его идей в целом остался прежним. Предмет размышлений Хайдеггера — человек как неопределимое и открытое всему существо, способное вместить в себя целое. Хайдеггер формулирует основную идею экзистенциализма:

Страх, таким образом, это «модус находимости». . Непосредственное « соприкосновение» с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в состоянии ужаса.

Вопрос может быть поставлен так: Однако ошибочно будет полагать, что Хайдеггер что-то делал случайно. С другой стороны, сложно оценить всё значение Фалеса, основываясь на тех скудных сведениях, что нам оставлены к сожалению, труды философа не сохранились. Известно, что некоторые представители ионийской школы основателем которой был Фалес развивали идеи гилозоизма греч. Фалес полагал всё одушевлённым и преисполненным божеств. Аристотель, который, кстати, и оставил нам некоторые сведения о Фалесе, высоко его ценил и считал первым философом.

Однако ответ на вопрос: К Первому Великому Началу Хайдеггер отнёс тех мыслителей, которые, собственно, первыми стали мыслить Начало, то есть бытие. Не Фалес, но именно его ученик Анаксимандр вплотную подошёл к Началу и стал мыслить его не вслед, а уже после Фалеса. Они таковы не потому, что открывают и начинают западное мышление. Мыслители были и до них. Далее, основываясь на немногих фрагментах, оставшихся от Анаксимандра, и памятуя о том, чьим учеником он был, попытаемся найти следы влияния Фалеса Милетского или же векторы расхождения с ним.

Представляется несложным найти ту точку, в которой философские пути ученика и учителя расходятся.

Хайдеггер"Ничто и бытие"

Хайдеггер и восточная философия: Противопоставляя два настроения — ужас и страх — Хайдеггер показывает собственный и несобственный способ бытия в прошлом. .

В дополнение же к этому аргументу Хайдеггер еще утверждал, что расположение страха выявляет ничто, лежащее в сердцевине человеческой .

Но уже через два года после ее публикации, в своей лекции"Что такое метафизика? Хайдеггер переворачивает традиционный способ философствования, при котором неизвестное объясняется из известного, исходным пунктом он берет именно то, что до сих пор не удавалось объяснить. Необходимо учитывать тот факт, что Хайдеггер необъясненное относит не к сфере еще не познанного, а к области сокрытого, тайного.

Точно так же, как скрытое у Хайдеггера служит средством выявления всего сущего, неизвестное служит способом пояснения известного и познанного. В философской форме это выступает как раскрытие бытия через Ничто. Если традиционная метафизика - начиная с Платона и Плотина - исходила из понимания бытия как света, бога как солнца, то Хайдеггер считает высшим началом не то, из которого исходит свет, а то, которое вечно сокрыто от света, оно - своего рода черное солнце, благодаря которому становится видимым самый свет.

Так же как темнота, согласно Хайдеггеру, не является просто отсутствием света, так и Ничто, метафизический аналог темноты, нельзя рассматривать как просто отсутствие бытия, то есть нельзя толковать нигилистически.

Александр Дугин:""Хайдеггер"". Лекция 1

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми тут!