Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии)

Этноконтактная ситуация в Москве Этносоциальная, этнокультурная и этнодемографическая ситуация в Москве претерпевает радикальные изменения. Административно контролируемый рост населения города в значительной степени уступил место стихийному заселению столицы мигрантами. Положение Москвы как крупнейшего мегаполиса в пространстве СНГ, средоточия финансовых и информационных потоков делает этот процесс принципиально необратимым. В городе и прилегающем столичном регионе складывается сложная и потенциально напряженная этноконтакная ситуация. Ситуацию осложняют изменение этнодемографического баланса Москвы в результате естественного сокращения численности коренных москвичей, значительная социальная дифференциация и маргинализация не только вновь прибывших мигрантов, но и больших групп из среды русского большинства вследствие характерных именно для Москвы высоких темпов социально-экономических преобразований, складывания инновационной экономики постиндустриального типа. Даже при отсутствии в Москве открытых межэтнических и межконфессиональных конфликтов, отношения между русским большинством и иноэтничными меньшинствами нестабильны в этносоциальном и социально-психологическом плане. Еще менее благоприятен социально-психологический фон межэтнических отношений. Последняя все более выходит за рамки околорыночных трений и по эмоциональному накалу, и по уровню огульных ксенофобских обобщений. Ксенофобские настроения всегда персонифицированы.

Тема: Ксенофобия: причины, виды и способы преодоления

После распада Советского Союза экономическая привлекательность России стала важным фактором, способствующим большому притоку иммигрантов с территории бывшего СССР. Данный факт отмечают практически все исследователи миграционных процессов -Мукомель В. По величине миграционного прироста в х гг. Россия уступала только США и Германии. Следует отметить, что последнее десятилетие века явилось периодом усиления миграционного притока во всех принимающих странах мира.

Популяционные исследования стоят дорого, и качество их страдает. фобия как симптом может быть многообразной. .. деятельностью, иными религиозными, этническими, социальными представлениями.

О масштабах и механизмах формирования этнических предрассудков Небывалый рост этнофобий в России - тема, не обойденная вниманием. Однако, как всегда, новое явление обрастает слухами, появляется и большое количество скороспелых исследований, зачастую искажающих реальную ситуацию, а главное - затрудняющих понимание сути явления. О реальных масштабах ксенофобии и некоторых закономерностях динамики этого процесса можно судить по материалам двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ гг.

Крайний негативизм за все эти годы проявляется лишь к чеченцам и цыганам - это единственные группы, негативное отношение к которым демонстрируют более половины респондентов. При этом к чеченцам такое отношение фиксируется с г. Как оказалось, такой, сравнительно слабый негативизм относится к двум совершенно разным типам этнических общностей.

Это этнически родственные для русских группы, например, украинцы, негативные оценки к которым обозначают нижние самые слабые пороговые значения этнофобии. Это группы, с которыми подавляющее большинство россиян никогда не встречались и оценивают их только на основе информации, почерпнутой из массмедиа. По отношению к этим группам можно говорить о сочетании двух взаимосвязанных факторов формирования этнофобий: Оба фактора усиливают друг друга. Роль сообщений прессы, зачастую искажаемых при дальнейшей трансляции в общественном мнении, особенно велика по отношению к сравнительно новым для данной территории группам.

Проблемы этничности В современном мире одной из основных сил, определяющих облик века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов — в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, — является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов.

Эти напряжения, фиксируемые во всем мире, особенно опасны для многонациональной России, в истории которой можно найти не только позитивные примеры межэтнических взаимодействий. Взаимоотношения между принимающими социумами и мигрантскими меньшинствами и являются предметом настоящей статьи.

ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Запорожье. Додоно Этническая ментальность: опыт социально- философского .. фобии и паники, обострившиеся после великих эпидемий чумы, высокая.

Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия Пожалуй, большинство специалистов в области наук о человеке согласятся с тем, что наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации [26]. Некоторые теоретики даже выделяют этнографию детства в качестве самостоятельной субдисциплины, имеющей свои теории и методы исследования. Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг тем, которые условно можно разделить на четыре группы: Особое внимание уделяется социальным институтам, определяющим цели и средства воспитания и контролирующим его результаты.

В этом случае исследователей интересует, чем отличаются дети, выросшие в разных социокультурных средах, каковы их ценности, идеалы, стереотипы поведения. Но какие бы проблемы ни изучались, все они связаны с вхождением ребенка в культуру своего народа — инкулътурацией, если воспользоваться термином, который ввел в культурантро-пологию М.

Разделяя понятия социализации и ин-культурации, под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных рол ер. А в процессе инкульту-рации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью.

Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, то есть происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре — в языке, ритуалах, ценностях и т. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества см.

Социально-психологические характеристики этнофобии

Учебное пособие по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологии и дефектологии. У шестилетних детей симптомы тревоги встречаются среди девочек в два раза чаще, чем среди мальчиков, и эта диспропорция сохраняется в течение всего детства и подросткового возраста.

Однако эти данные следует интерпретировать осторожно, поскольку в качестве альтернативного объяснения нельзя исключить возможность того, что девочки более, чем мальчики, склонны говорить о своей тревоге. У подростков гендерные различия в тревожности нельзя объяснить одними лишь психосоциальными факторами, такими как стресс, низкая оценка собственной социальной компетентности или эмоциональная нестабильность.

Можно предположить, что большая частота распространенности тревожных расстройств среди девочек, чем среди мальчиков, может быть более связана с генетическими влияниями, нежели с гендерными различиями социальных ролей и опыта , . Исследование гендерной ролевой ориентации у детей с тревожными расстройствами обнаружило, что детская оценка собственной ориентации на мужскую гендерную роль т.

Этнические проблемы в России: возможность систематических исследований // Экономическиеи социальные перемены: Этнические фобии в структуре национальной идентификации // Экономическиеи социальные перемены.

Для массового сознания азербайджанцы — это те, кто захватили все рынки. Однако, как всегда, новое явление обрастает слухами, появляется и большое количество скороспелых исследований, зачастую искажающих реальную ситуацию, а главное - затрудняющих понимание сути явления. О реальных масштабах ксенофобии и некоторых закономерностях динамики этого процесса можно судить по материалам двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ гг.

Приводимый здесь график построен по материалам доклада Л. Гудкова"Динамика этнофобий в России последнего десятилетия" на конференции"Национальные меньшинства в Российской Федерации" Москва, июнь г. Столбцы на графике указывают на колебания негативных суждений о ряде этнических общностей. Внизу, под названием национальности, указаны интервалы или пороги этих колебаний в процентах к числу опрошенных.

Крайний негативизм за все эти годы проявляется лишь к чеченцам и цыганам - это единственные группы, негативное отношение к которым демонстрируют более половины респондентов. При этом к чеченцам такое отношение фиксируется с г. Как оказалось, такой, сравнительно слабый негативизм относится к двум совершенно разным типам этнических общностей.

Почему помолодела ксенофобия

Греки презирали скифов, персы — арамеев, а византийцы — всех варваров. Отметим этот признак — регулярность, обыденность высокомерного отношения к чужим народам. Оно имеет место тогда, когда самооценка народа достаточно высока, и он не видит себе угрозы в чужаках.

Russian Abstract: На основе эмпирического исследования делается вывод об уровне этнических фобий. Выявляется роль этнической миграции в.

О механизмах формирования этнофобий и мигрантофобий Паин Э. Москва К концу х годов общий объем миграционного притока в России сократился более чем втрое, по сравнению с периодом пикового притока г. При оценке данного явления, чаще всего обращают внимание на роль прессы. Крайний негативизм за все эти годы проявляется лишь к чеченцам и цыганам — это единственные группы, негативное отношение к которым демонстрируют более половины респондентов.

При этом к чеченцам такое отношение фиксируется с г. Как оказалось такой, сравнительно слабый негативизм, относится к двум совершенно разным типам этнических общностей. Это этнически родственные для русских группы, например, украинцы, негативные оценки к которым обозначают нижние самые слабые пороговые значения этнофобии. Трудно объяснить неожиданный рост негативизма тоже от 0 в гг. Не исключено, что это отражение общего роста ксенофобии во многом абстрактной по отношении к Западу в целом.

Что касается роста негативного отношения к американцам, в последние годы, то оно, безусловно, связано с информационными компаниями в России по поводу американской политики, особенно последней их акции в Ираке.

Исследование фобий

Межэтнические конфликты обычно происходят с участием двух или более фигурантов, которыми могут быть как отдельные индивиды, так и группы и целые страны. Для журналиста, освещающего эти события, важно не только изучить местные условия, в том числе и полиэтничную среду, не только позаботиться о своей собственной безопасности, о чем неоднократно упоминается в ряде пособий, но и определить свою гражданскую и профессиональную позицию в информационном сопровождении описываемых событий.

Вполне естественно, что конфликтные ситуации в горячих точках тоже различны, и это также определяет роль, которую играет журналист, а также его поведение и позицию.

В самом начале исследования выяснилось, что исламофобия (различные формы . Э. П.: Различия в соотношении этнических и религиозных фобий ( в.

Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов 2. Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов становится возникающее напряжение между местным населением и мигрантами, которые по этническим, расовым, конфессиональным, социальным, культурным параметрам могут существенно отличаться от"аборигенов".

Эти напряжения, фиксируемые во всем мире, особенно опасны для многонациональной России, в истории которой можно найти не только позитивные примеры межэтнических взаимодействий. Взаимоотношения между принимающими социумами и мигрантскими меньшинствами и являются предметом настоящей статьи. В России этническая принадлежность выступает сегодня определяющим маркером отношений"свой-чужой". По данным Фонда"Экспертиза", ксенофобские настроения разделяет большинство населения России 3 , отрицательное отношение к лозунгу"Россия для русских!

Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений и аппеляция к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению к определенным этническим группам и ужесточение форм преследования"иных". Крайне негативно отношение населения к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам.

Вирусу этнофобий сегодня более подвержены жители мегаполисов, чем других поселений. Весьма настораживает подверженность этнофобиям молодежи: Молодежь демонстрирует сегодня более высокий уровень интолерантности, чем пожилые люди, - в отличие от х годов, когда на фоне этнических фобий старшего поколения, молодые были более терпимы к представителям разных этнических групп. Преувеличенное значение этничности, пронизывающее все аспекты социальных контактов"транспарентная этничность" , в первую очередь затрагивает мигрантов.

Антимигрантские настроения по данным Л. Фиксируемые социологами ксенофобии направлены, в первую очередь, на этнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являются они временными трудовыми мигрантами трудящиеся-мигранты , переселяются ли на постоянное место жительства в пределах России мигранты или из-за ее пределов иммигранты.

О СМЫСЛАХ ПОНЯТИЯ"ТОЛЕРАНТНОСТЬ"

Теоретико-методологические подходы к исследованию мигрантофобии как социального явления 1. Мигрантофобия в теории этнической идентичности: Мигрантофобия в семантической структуре межэтнических отношений 1.

С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического.

Проявления нетерпимости, симптомы нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует.

Такую нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью —смесью непримиримости и протеста. Нетерпимость определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Это путь к господству и уничтожению, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов.

Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличной от своей

Теоретические основы подростковой ксенофобии в основной школе Читать далее: Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к дисгармоничному развитию личности 1. Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличной от своей. Люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно к представителям других этнических групп, чем кпредставителям своей этнической группы.

Однако экспериментальные данные показывают, что ситуационные факторы, такие, как анонимность и раздражение, играют более значимую роль в проявлениях этнической агрессии. Независимо от расы, люди, имеющие предрассудки в отношении других этнических групп, более агрессивны, чем люди без предрассудков.

Перед вами исследование уровня антисемитизма в России. Последни По его структуре строятся все прочие типы этнических фобий (здесь.

О природе россиефобии Вардан Эрнестович Багдасарян — д. Европейцам нужна дурная Россия: Все сказанное русским философом об отношении к России Европы может быть применено и к Западу в целом. Россиефобия являлась исторически устойчивым основанием формируемого западной пропагандой образа России. Конечно, среди европейских и американских мыслителей часто обнаруживались и русофильски ориентированные фигуры, такие как В.

Но доминирующим на Западе всегда было именно течение, продуцирующее фобии в отношении российской цивилизации. Ведущими мотивами антироссийской пропаганды являлись идеологемы о варварстве, рабстве, империалистичности русского народа.

Интолерантность. Проявления нетерпимости, симптомы нетерпимости

Этноконтактная ситуация в Москве Этносоциальная, этнокультурная и этнодемографическая ситуация в Москве претерпевает радикальные изменения. Административно контролируемый рост населения города в значительной степени уступил место стихийному заселению столицы мигрантами. Положение Москвы как крупнейшего мегаполиса в пространстве СНГ, средоточия финансовых и информационных потоков делает этот процесс принципиально необратимым.

Этническая социология в СССР и постсоветской России (Л.Дробижева) Серьезные исследования социальных изменений в стране становились .. изучение этнических фобий в структуре национальной идентификации.

Коллективная монография , 1. Этническая толерантность как условие конструктивного типа межэтнического взаимодействия В современном мире все большее значение приобретает этнический аспект толерантности. Кризис в нашей стране показал, что одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. История исследований проблематики межнациональных отношений, межэтнической конфликтности в нашей стране насчитывает около двадцати лет.

Вместе с тем, до сих пор этническая толерантность личности как проблема и предмет психологического исследования определена нечетко. В проанализированной нами научной литературе этническая толерантность, как целостное психологическое явление, изучена недостаточно последовательно; психологические факторы развития этнической толерантности личности в поликультурной среде остаются пока еще слабо разработанными.

Тем самым, возникает противоречие между очевидной актуальностью проблемы и фактическим уровнем ее разработанности в психологической науке, между конституционно закрепленными мерами, предусматривающими ответственность за разжигание межнациональной розни, и отсутствием комплексного подхода по оптимизации межэтнического взаимодействия в поликультурной среде, недостаточному учету психологических факторов успешного развития этнической толерантности личности.

Под межэтническими отношениями традиционно понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями, которые проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы [19, с.

Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот, приводя к возникновению межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов, росту этнических миграций. Межэтническая напряженность зависит от ряда факторов: Выделяют следующие явления и процессы, существенно влияющие на формирование и усиление межэтнической напряженности: Эти представления бывают вызваны самыми разными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями [19].

преодолеть страх

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми тут!